Как должен выглядеть протокол рассмотрения актов налоговых проверок

Эти правила не закреплены в НК РФ, и тем более полезно знать, какие предписания по этому поводу дает ФНС России (письмо от 07.08.2013 № СА-4-9/14460).

НК РФНапомним, что в течение месяца со дня получения акта налоговой проверки налогоплательщик, не согласный с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения как по акту в целом, так и по его отдельным положениям (ст. 101 НК РФ).

Документы, подтверждающие обоснованность возражений, или их заверенные копии можно приложить сразу или представить в согласованный срок.

Впрочем, отсутствие письменных возражений не лишает налогоплательщика (представителя) прав:

  • давать устные пояснения на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки;
  • представлять документы, опровергающие выводы, изложенные в акте налоговой проверки.

При рассмотрении материалов налоговой проверки

Перед рассмотрением материалов налоговой проверки руководитель (его зам) налогового органа устанавливает факт явки лица, в отношении которого составлен акт, или его представителя.

При неявке налогоплательщика (представителя) должно быть установлено, извещен ли он в установленном порядке о дате, времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки.

Если факт надлежащего извещения установлен, то возможно два варианта решений:

  • о рассмотрении материалов налогового контроля в отсутствие указанного лица или
  • об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки, если присутствие лица будет признано обязательным.

В любом случае решение должно быть отражено в протоколе рассмотрения материалов налоговой проверки.

Другое дело, если будет установлено, что налогоплательщик не был извещен надлежащим образом. В таком случае выносится решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки, которое вручается или направляется налогоплательщику.

Решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки также может быть принято по ходатайству налогоплательщика.

Ход рассмотрения материалов налоговой проверки закрепляется в протоколе.

По решению лица, рассматривающего материалы налоговой проверки, и при наличии согласия налогоплательщика также может быть использована аудиозапись (и этот факт должен быть отражен в протоколе). Сама аудиозапись приобщается к протоколу.

В протоколе должны быть указаны следующие сведения:

  • дата, время и место его составления;
  • наименование проверяемого лица (ИНН/КПП), для физического лица, ПБОЮЛ – фамилия, имя, отчество, ИНН;
  • реквизиты акта налоговой проверки и возражений;
  • наименование налогового органа, проводившего проверку;
  • сведения об основаниях проведения проверки (реквизиты решения руководителя налогового органа, реквизиты налоговой декларации);
  • фамилия, имя, отчество и должность лица, рассматривающего материалы, лиц, участвующих при рассмотрении должностных лиц налогового органа;
  • фамилия, имя, отчество и паспортные данные присутствующего лица;
  • фамилия, имя, отчество представителей лица, с указанием реквизитов доверенностей (документов, подтверждающих полномочия);
  • сведения об отсутствующих приглашенных лицах;
  • при отсутствии приглашенных лиц указывается дата вручения уведомления о вызове лица на рассмотрение материалов налоговой проверки;
  • перечень дополнительных документов, представленных лицом;
  • при наличии устных пояснений, данных налогоплательщиком, излагается их суть, в случае отсутствии таковых делается соответствующая отметка;
  • иные сведения указываются при необходимости.
Читайте также  Налоговое требование есть, а денег нет

Протокол подписывают все лица, присутствовавшие при рассмотрении материалов налоговой проверки. Если участвуют представители, то к протоколу должна быть приобщена копия доверенности.

Если вынесено решение о проведении дополнительных мероприятий

При  необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений или отсутствия таковых может быть вынесено решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

В таком случае решение вручается (направляется) налогоплательщику, в отношении которого составлен акт налоговой проверки, по возможности, вместе с уведомлением о вызове:

  • для ознакомления с документами (информацией), полученными в ходе проведения дополнительных мероприятий налогового контроля;
  • для рассмотрения материалов налоговой проверки.

При ознакомлении с результатами дополнительных мероприятий налогового контроля составляется протокол ознакомления, в котором должны быть указаны:

  • дата, время и место его составления;
  • наименование проверяемого лица (ИНН/КПП), для физического лица, ПБОЮЛ – фамилия, имя, отчество, ИНН;
  • реквизиты акта;
  • наименование налогового органа, проводившего проверку;
  • сведения об основаниях проведения проверки (реквизиты решения руководителя налогового органа и т. п.);
  • реквизиты решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля;
  •  Ф.И.О. и должности лиц, участвующих при ознакомлении с материалами дополнительных мероприятий налогового контроля, Ф.И.О., паспортные данные присутствующего лица, Ф.И.О. представителей лица (с указанием наименования и реквизитов документов, подтверждающих полномочия);
  • дата вручения уведомления о вызове лица для ознакомления с документами (информацией), полученными в ходе проведения дополнительных мероприятий налогового контроля; перечень документов, с которыми лицо (его представитель) ознакомлено;
  • при необходимости — иные сведения.

Протокол подписывают всех лица, присутствовавших при ознакомлении. К протоколу приобщается копия (копии) доверенности представителей лица.

Налогоплательщик должен получить копии всех документов, полученных в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля (кроме тех, что представил сам в порядке статьи 93 НК РФ). Документы, содержащие любую охраняемую законом тайну, а также персональные данные физических лиц, прилагаются в виде заверенных налоговым органом выписок.

Если обнаружены факты, свидетельствующие о налоговых правонарушениях

В случае несогласия:

  • с тезисами, изложенными в акте об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях (акт об обнаружении);
  • с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт налогового правонарушения,

налогоплательщик в течение месяца вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям, приложив к письменным возражениям соответствующие документы (в согласованный срок передав в налоговый орган).

Читайте также  Налоговики прислали требование о представлении документов

В протоколе рассмотрения материалов дела указываются:

  • дата, время и место его составления;
  • наименование налогоплательщика — юридического лица (ИНН/КПП);
  • Ф. И. О., ИНН — для физического лица и ПБОЮЛ;
  • реквизиты акта и возражений;
  • наименование налогового органа, составившего акт об обнаружении;
  • Ф.И.О. и должность лица, рассматривающего материалы, а также Ф.И.О. и должности участвующих при рассмотрении должностных лиц налогового органа;
  • Ф.И.О. и паспортные данные присутствующего лица, Ф.И.О. представителей лица (с указанием наименования и реквизитов документов, подтверждающих полномочия);
  • сведения об отсутствующих приглашенных лицах, при отсутствии таковых — дата вручения (направления) извещений о дате, времени и месте рассмотрения материалов; перечень дополнительных материалов, представленных лицом;
  • суть устных пояснений (при наличии);
  • иные сведения — при необходимости.

Протокол подписывают всех лиц, присутствовавших при рассмотрении материалов дела, к нему приобщается копия доверенности представителей лица.

При рассмотрении жалоб и апелляций

При получении жалобы (апелляционной жалобы) на акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц налоговых органов РФ налоговый орган в течение трех рабочих дней устанавливает, подлежит ли рассмотрению налоговыми органами поступившая жалоба.

Если поступившая жалоба подлежит рассмотрению иным государственным органом или органом местного самоуправления, то не позднее трех рабочих дней со дня поступления жалобы направляет ее с сопроводительным письмом в соответствующий орган.

Податель жалобы при этом должен быть проинформирован об органе, в который перенаправлена жалоба на рассмотрение, и о причинах перенаправления.

В течение трех рабочих дней со дня поступления жалобы нижестоящий налоговый орган устанавливает, имеются ли обстоятельства для оставления ее без рассмотрения, а именно:

  • жалоба не подписана лицом, подавшим жалобу, или его представителем либо не представлены оформленные в установленном порядке документы, подтверждающие полномочия представителя на ее подписание;
  • жалоба подана после истечения срока подачи жалобы, установленного НК РФ, и не содержит ходатайства о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано;
  • до принятия решения по жалобе от лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы полностью или в части;
  • ранее подана жалоба по тем же основаниям.

Если установлены обстоятельства для оставления жалобы без рассмотрения, то информация об этом направляется вышестоящему налоговому органу одновременно с направлением жалобы (апелляционной жалобы) в вышестоящий налоговый орган.

Если таких оснований нет, то в течение пяти рабочих дней со дня получения жалобы в вышестоящий орган должно быть направлено заключение, содержащее обоснованную позицию налогового органа по каждому доводу заявителя со ссылкой на имеющиеся у налогового органа документы, копии которых должны быть приложены к заключению.

Читайте также  Кто платит налог на имущество физических лиц (НИФЛ)

Кстати, и вышестоящий налоговый орган также устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств для оставления жалобы без рассмотрения (п. 1 ст. 139.3 НК РФ), и, при наличии, принимает соответствующее решение, о чем уведомляет лицо, подавшее жалобу.

Общий срок рассмотрения жалобы – один месяц. Этот срок может быть продлен для получения документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, у нижестоящих налоговых органов или при представлении лицом, подавшим жалобу (апелляционную жалобу), дополнительных документов, — не более чем на один месяц. Продление срока оформляется Решением вышестоящего налогового органа о продлении срока рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), которое вручается или направляется лицу, подавшему жалобу (апелляционную жалобу), в течение трех рабочих дней со дня его принятия.

В этом решении должны быть указаны сведения:

  • о налоговом органе, рассматривающем жалобу;
  • о предмете обжалования;
  • о причинах продления срока принятия решения по жалобе (апелляционной жалобе).

Как оформляется решение

Решение по результатам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) состоит из вводной, описательной и резолютивной частей.

В вводной части содержатся:

  • сведения о налоговом органе (должностном лице налогового органа), рассматривающем жалобу (апелляционную жалобу);
  • о предмете обжалования, в том числе реквизиты оспоренного ненормативного акта, действий или бездействия, которые обжалуются.

В описательной части содержится:

  • краткое изложение заявленных требований, объяснений, заявлений и ходатайств заявителя;
  • фактические и иные обстоятельства дела, установленные при рассмотрении жалобы;
  • доказательства, на которых основаны выводы об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения;
  • законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался налоговый орган (должностное лицо налогового органа) при принятии решения по жалобе;
  • обоснованную позицию налогового органа по каждому доводу заявителя.

В резолютивной части указываются выводы налогового органа, рассмотревшего жалобу, из которых четко следует:

  • что признано несоответствующим законодательству;
  • в какой части жалоба удовлетворена;
  • в какой части в удовлетворении жалобы отказано;
  • при необходимости – поручение нижестоящему органу произвести перерасчет налоговых обязательств.

Решение составляется в двух экземплярах:

  • первый экземпляр  остается в деле налогового органа, вынесшего решение;
  • второй экземпляр направляется в адрес лица, подавшего жалобу, в течение трех рабочих дней со дня его принятия.

В нижестоящий налоговый орган, акт, действия (бездействие) должностных лиц которого обжаловались, направляется электронная копия решения. По просьбе заявителя (изложенной в жалобе), электронный экземпляр решения направляется и ему.

Оставьте комментарий

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности