Reset

Корпоративы. Как замаскировать

Просмотров: 1345

Приближаются праздники и работодателям, которые по-прежнему устраивают для своих сотрудников приятный и полезный досуг, самое время освежить в памяти правила учета расходов на проведение корпоративов. 

Значение корпоративов для формирования здорового климата в коллективе переоценить невозможно. Но, увы, налоговики зачастую считают иначе.

Как правило, конфликты с налоговым инспектором возникают в связи с тем, что:

  • расходы на корпоративные мероприятия не отвечают требованиям экономической обоснованности и направленности на получение компанией прибыли (п. 1 ст. 252 НК РФ);
  • такие расходы не названы в перечне прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией (ст. 264 НК РФ).

Наконец, в НК РФ указано (п. 29 ст. 270 НК РФ), что в состав налогооблагаемых не включаются расходы на оплату работникам:

  • путевок на лечение или отдых;
  • экскурсий или путешествий;
  • занятий в спортивных секциях, кружках или клубах;
  • посещений культурно-зрелищных или физкультурных (спортивных) мероприятий;
  • товаров для личного потребления,

а также аналогичные затраты. Например, расходы на предоставление работникам бесплатного питания не учитываются при расчете налоговой базы (за исключением случаев, предусмотренных коллективным или трудовым договором, п. 25 ст. 270 НК РФ).

И тем не менее, как показывает судебная практика, налогоплательщики всеми способами пытаются уменьшить прибыль затратами на корпоратив.

Корпоратив как рекламная акция

Например, оформляют корпоративные мероприятия как рекламную акцию, рассчитывая на то, что получится списать 1% выручки от реализации (п. 4 ст. 264 НК РФ). Так, корпоратив оформляется как рекламная акция для неограниченного круга лиц для презентации новой продукции (работ, услуг).

В принципе, это возможно, особенно при грамотном документальном оформлении, как минимум:

  • договор;
  • приказ на проведение мероприятия;
  • постатейная смета;
  • план мероприятия;
  • список сувениров (подарков, призов);
  • акт;
  • меню, цель, план корпоративного мероприятия;
  • перечень предоставляемых помещений, фурнитуры, светового и звукового оборудования и т. д.

Однако внимание: если в том же приказе будет хотя бы намек на то, что круг предполагаемых участников известен и ограничен, то ни один суд не согласится с тем, что такого рода акция является рекламной, поскольку не соблюдены требования пункта 4 статьи 264 НК РФ, и нет соответствия понятия рекламы (ст. 3 Федерального закона от 13.03.06 № 38-ФЗ «О рекламе»).

А если как представительские расходы?

Еще один «рецепт»: списание в качестве представительских расходов (4% от расходов на оплату труда за отчетный (налоговый) период, п. 2 ст. 264 НК РФ).

Как известно, к представительским относятся расходы компании на официальный прием, обслуживание (завтрак, обед, ужин и иные аналогичные мероприятия) следующих лиц (п. 2 ст. 264 НК РФ):

  • представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления, поддержания взаимного сотрудничества;
  • сторонних участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа компании.

К представительским относятся расходы на транспортное обеспечение, на буфетное обслуживание во время переговоров, на оплату услуг переводчиков во время проведения представительских мероприятий.

Однако расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний не могут рассматриваться как представительские. Ведь речь идет об обслуживании собственных сотрудников, а НК РФ говорит об обслуживании представителей других организаций (п. 2 ст. 264 НК РФ).

Впрочем, в корпоративах часто принимают участие деловые партнеры. На корпоративах часто достигаются определенные договоренности, подписываются договоры, пролонгируются сделки, производится презентация новой продукции (работ, услуг). Возможно включить в расчет базы по налогу на прибыль понесенные на корпоратив расходы в качестве представительских, если удастся доказать, что данное мероприятие проводится именно в представительских целях и представить соответствующие документы:

  • приказ на осуществление расходов и проведение представительского мероприятия;
  • программу мероприятия;
  • смету;
  • отчет;
  • акт о списании представительских расходов;
  • первичные документы, подтверждающие оплату товаров, работ и услуг;
  • договоры с третьими лицами на оказание работ и услуг и т. д.

А если как командировка?

Если корпоратив проводится в другом городе (регионе, стране), то есть идея оформить командировки на своих работников.

Очевидно, что придется доказать производственный характер таких расходов (ст. 166 ТК РФ, подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ).

ФАС Западно-Сибирского округа рассматривал дело (пост. ФАС ЗСО от 19.11.2013 № Ф04-6362/13 (оставлено в силе определением ВАС РФ от 26.03.2014 № ВАС-2788/14)).

Возьмем, к примеру, направление сотрудников в «служебные командировки» для участия в межкорпоративных «веселых стартах». С точки зрения кадровика данные мероприятия необходимы для укрепления корпоративного духа, улучшения психологического климата, налаживания внутрикорпоративных связей и т. д. Однако удастся ли доказать причинно-следственную связь между проводимыми мероприятиями и увеличением объема выручки?

Наверное, при должной степени креативности это возможно.

Так, налогоплательщик ссылался на то, что основные задачи корпоративного мероприятия состояли в том, чтобы:

  • создать условий для максимального сплочения участников вокруг единой для всех цели — эффективной совместной работы;
  • создать атмосферу доверия, взаимной поддержки и взаимоуважения;
  • повысить эмоциональный фон;
  • добиться осознания личной и командной ответственности;
  • мотивировать на совместное достижение результатов;
  • освоить новые методики личностного роста, лидерских качеств и т. п.,

в конечном счете — заставить сотрудников работать эффективнее.

Однако эти аргументы не сработали. Суд разрешил дело не в его пользу (постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.12.2008 № А56-3342/2008).

Впрочем, может, и удастся доказать правомерность включения в базу по налогу на прибыль расходов на проведение корпоративных мероприятий, но только в суде и с учетом конкретных обстоятельств.

Несколько слов о налоговом аспекте 

Поскольку расходы следует идентифицировать исходя из содержания документов (ст. 252 НК РФ), и из документов следует, что это затраты на корпоратив, то списывать их надлежит за счет чистой прибыли (подп. 25, 29 ст. 270 НК РФ). Если расходы можно квалифицировать как представительские или рекламные — то в соответствии с пунктами 2 и 4 статьи 264 НК РФ.

Этот вариант представляется наиболее безопасным.

В случае если расходы на корпоратив производятся за счет чистой прибыли, то НДС не подлежит вычету из бюджета. В случае если не ведется персонифицированный учет расходов в рамках проведения корпоративного мероприятия, то у организации не возникает необходимости исчислять НДС с безвозмездной передачи.

Как известно, к доходу работника в натуральной форме, который облагается НДФЛ, относятся:

  • полная или частичная оплата за него организацией товаров (работ, услуг) или имущественных прав (в том числе питания, отдыха, обучения);
  • полученные работником товары, выполненные в его интересах работы или оказанные услуги безвозмездно или с частичной оплатой (п. 1 ст. 210, ст. 209, подп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ).

Однако полученная экономическая выгода включается в состав налогооблагаемых доходов лишь тогда, когда ее возможно оценить и персонифицировать (например, организация «шведского стола» или поездка в дом отдыха не только сотрудников, но и членов их семей), в противном случае дохода не возникает (ст. 41 НК РФ).

Часто корпоративы сопровождаются конкурсами и лотереями. В этом случае организация как налоговый агент должна удержать НДФЛ со стоимости призов и подарков по ставке 13% (п. 1 ст. 224 НК РФ) – при условии, что ценность приза превышает 4000 руб. (подп. 1, 3 ст. 224, подп. 1, 2 ст. 226, п. 28 ст. 217 НК РФ).

Что до страховых взносов, то расходы на корпоратив – это не выплаты или иные вознаграждения, начисляемые ею в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), и не могут быть объектом обложения страховыми взносами в ПФР, ФСС России, ФФОМС и на травматизм (ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

Расходы на организацию отдыха, развлечений и мероприятий культурно-просветительского характера для работников относятся к прочим (п. 11 ПБУ 10/99, утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н) и принимаются к учету без ограничения и отражаются на счете 91 «Прочие доходы и расходы».