Reset

О торговом сборе

Просмотров: 4255

С 1 января 2015 года начала работать глава НК РФ о торговом сборе.1Сразу следует подчеркнуть, что торговый сбор – это именно сбор, а не налог, т. е.  обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности (п. 2 ст. 8 НК РФ).

Инициаторы введения этого нового обязательного платежа уверяли, что введение торгового сбора сузит возможности для уклонения от уплаты налогов торговыми фирмами, а добросовестные налогоплательщики, поскольку есть возможность зачесть этот сбор при уплате других налогов.

Элементарная логика подсказывает, что эта «выгода» появляется лишь тогда, когда налоговые платежи превысят сумму торгового сбора. Давайте присмотримся к новому обязательному сбору внимательнее, вполне возможно, обнаружатся еще какие-то интересные моменты.

Введение торгового сбора оформлено Федеральным законом от 29.11.14 № 382-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – закон о торговом сборе).

Торговый сбор относится к категории местных налогов и сборов, который может быть введен представительными органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя (на этих территориях он может быть введен не ранее 1 июля 2015 года), а на территории других муниципальных образований он может быть установлен только после принятия специального федерального закона (п. 4 ст. 4 закона о торговом сборе), т. е. введение торгового сбора за пределами городов федерального значения возможно после решения вопроса на федеральном уровне.

Соответственно муниципальные законодательные органы, законодатели городов Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя могут определить ставку сбора, условия и порядок освобождения от уплаты торгового сбора, соблюдая при этом максимальные размеры, установленные главой 33 НК РФ.

Поскольку речь идет не о налоге, а о сборе, то он представляет собой плату за возможность ведения торговой деятельности на определенных территориях, в городах федерального значения.

Торговый сбор уплачивается фирмами и предпринимателями за ведение торговой деятельности, в отношении которой установлен сбор, на предназначенных для этого объектах движимого или недвижимого имущества (п. 1 ст. 411 НК РФ).

Сбор уплачивается за использование объектов осуществления торговли для торговой деятельности хотя бы один раз в течение квартала (п. 1 ст. 413, ст. 412 НК РФ).

От уплаты сбора освобождаются предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, а также плательщики, работающие на ЕСХН (п. 2 ст. 411 НК РФ). Если же на территории муниципального образования или городе федерального значения введен торговый сбор, то не допускается применение ЕНВД (ст. 326.26 НК РФ).

Торговой деятельностью в данном случае признается предпринимательская деятельность, связанная с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров, в том числе через объекты:

  • стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов;
  • нестационарной торговой сети;
  • стационарной торговой сети, имеющие торговые залы,

а также путем отпуска товаров со склада (п. 2 ст. 413 НК РФ).

Кроме того, торговым сбором облагается деятельность управляющих компаний на объектах недвижимого имущества по организации розничных рынков (п. 3 ст. 413 НК РФ).

Торговый сбор – это сбор с площадей, используемых в торговой деятельности. Обязанность уплачивать его не зависит от прав на объект недвижимости (собственность, аренда, управление), а также от регулярности использования данного объекта.

Торговый сбор рассчитывается плательщиками за квартал по ставкам, установленным нормативно-правовыми актами муниципальных образований (законами городов федерального значения) в расчете на торговый объект или его площадь (ст. 414, 415 НК РФ), дифференцированным в зависимости от района города, категории плательщика сбора, вида торговли и особенностей торговых объектов.

Возможно также применение нулевых ставок. Вполне закономерно предположить, что будут учитываться также вид реализуемых товаров (например, продовольственные или непродовольственные, для детей или для взрослых и т. д.), а также расположение (центр или окраина, торговый центр или павильон и т. д.)

Как уже было сказано, НК РФ устанавливает не конкретные значения ставок сбора, а лишь определяет параметры предельных значений.

Во-первых, ставка торгового сбора не должна превышать расчетную сумму налога в связи с применением патента по соответствующему виду деятельности, выданного на три месяца.

Во-вторых, по объектам стационарной торговли с площадью зала более 50 кв м, а также при торговле со склада ставка с одного кв м не может превышать сумму налога по патентной системе налогообложения за три месяца для торговли через стационарные объекты сети с площадью торгового зала не более 50 кв м, поделенную на 50.

В-третьих, ставка не может превышать 550 руб. на один кв м площади розничного рынка для управляющих компаний по организации розничных рынков, при этом сумма должна пересчитываться ежегодно в зависимости от действующего коэффициента-дефлятора.

То есть местные законодатели имеют возможность влиять на ставки торгового сбора, изменяя стоимость патента.

В целях расчета торгового сбора площадь торгового зала определяется таким же образом, как и для патентной системы налогообложения, т. е. площадь торгового объекта, где представлены товары (обслуживаются покупатели) (подп. 5 п. 3 ст. 346.43 НК РФ), без учета подсобных и административно-бытовых помещений, на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.

Торговый сбор рассчитывается плательщиками отдельно по каждому объекту как произведение ставки и значения физической характеристики (торговая точка или площадь объекта) (ст. 417 НК РФ).

Торговый сбор должен быть уплачен не позднее 25-го числа месяца, следующего за кварталом.

Если торговое предприятие является плательщиком налога на прибыль, то надо учитывать, что суммы торгового сбора не могут быть включены в расходы для целей налогообложения (п. 19 ст. 270 НК РФ).

Уплаченный торговый сбор может быть включен в расходы при уплате, в частности, налога на прибыль — из суммы авансовых платежей и налога на прибыль за отчетный (налоговый) период, которые зачисляются в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации, в состав которого входит муниципальное образование (в бюджет городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) (п. 10 ст. 286 НК РФ). Сумма торгового сбора, уплаченного с начала налогового периода до даты уплаты авансового платежа (налога), вычитается из сумм авансовых платежей и налога за отчетный (налоговый) период.

 

Уплаченный торговый сбор может быть включен в расходы при уплате налога в связи с

применением УСН – из суммы авансового платежа (налога) за отчетный (налоговый период), которые зачисляются в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации, в состав которого входит муниципальное образование (в бюджет городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) (п. 8 ст. 346.21 НК РФ). Сумма торгового сбора, уплаченного в течение отчетного (налогового) периода до даты уплаты авансового платежа (единого налога), вычитается из суммы авансовых платежей и единого налога за этот отчетный (налоговый) период.

Уплаченный торговый сбор может быть включен в расходы при уплате НДФЛ для предпринимателей – из суммы налога, которая рассчитана по ставке 13%, по итогам налогового периода (п. 5 ст. 225 НК РФ). Сумма уплаченного за год торгового сбора вычитается из суммы НДФЛ, рассчитанного за тот же год, при условии, что предприниматель ведет торговую деятельность по месту своего учета.

Чтобы воспользоваться правом вычета уплаченных торговых сборов из сумм других налогов, организации (предприниматели) должны встать на учет в налоговой инспекции в качестве плательщика торгового сбора.

Как видим, выгода для добросовестных налогоплательщиков весьма условна: не всегда суммы по налогу на прибыль, налогу в связи с применением УСН и НДФЛ могут быть уменьшены на величину уплаченных торговых сборов.

Зачесть торговый сбор будет нельзя, если налоги и сбор уплачиваются в бюджеты разных субъектов РФ.

Для постановки и снятия с учета плательщикам торгового сбора необходимо подать уведомление в налоговую инспекцию (ст. 416 НК РФ) в течение пяти рабочих дней со дня, когда торговый объект стал использоваться для облагаемой деятельности.

НК РФ не устанавливает никаких требований по предоставлению дополнительной отчетности по торговому сбору.

В уведомлении о постановке на учет следует указать данные, необходимые для определения суммы сбора:

  • вид торговой деятельности;
  • объект осуществления торговли;
  • его характеристики, в том числе количество торговых точек или площадь объекта.

Уведомление подается в бумажном виде или в электронной форме с применением усиленной квалифицированной электронной подписи.

Формы уведомлений, а также перечень указываемых в них сведений, определяются ФНС России.

Если изменяется какой-либо показатель торгового объекта, то необходимо также уведомить налоговую инспекцию и тоже в течение пяти рабочих дней.

Ведение торговой деятельности, облагаемой торговым сбором, без направления уведомления по своим последствиям идентичен осуществлению деятельности без постановки на учет (п. 2 ст. 416 НК РФ). Таким образом, штраф за это правонарушение составляет 10% полученных доходов, но не менее 40 000 руб. (п. 2 ст. 116 НК РФ), для должностных лиц штраф составит от 2000 до 3000 руб. (ч. 2 ст. 15.3 КоАП РФ).

Плательщик торгового сбора может быть поставлен на учет в налоговой инспекции на основании информации, представленной уполномоченным органом местного самоуправления в налоговый орган.

Органы местного самоуправления также наделены полномочиями по контролю ха полнотой и достоверностью информации об объектах обложения сбором на территории своего муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя).

По результатам анализа напрашиваются следующие выводы.

Вывод 1. Местные органы получили новый инструмент для дополнительного и регулярного пополнения бюджетов, при этом торговый сбор довольно легко администрируется, а его применение однозначно сузит возможности для маневра и применения схем ухода от налогообложения.

Вывод 2. Налоговая нагрузка увеличится для всех, в том числе и для добросовестных налогоплательщиков. Выгоду почувствуют лишь те налогоплательщики, у которых платежи по другим налогам превысят сумму торгового сбора.

Вывод 3. Вырастет потребность в дополнительном оборотном капитале, поскольку срок  уплаты торгового сбора наступает раньше, чем срок уплаты иных налогов (НДФЛ, налога на прибыль и единого налога в связи с применением УСН), причем сбор уплачивается независимо от поступления выручки, наличия или отсутствия прибыли, а также уровня сезонного фактора.

Вывод 4. Логично предположить, что все дополнительные затраты будут возложен на конечных потребителей путем повышения цены на продаваемые товары, в противном случае, если это не поможет, то рентабельность торговой деятельности будет сокращаться, что в отсутствие льгот и мер поддержки приведет к сокращению числа участников торговли – прежде всего за счет малых и средних налогоплательщиков.