Reset

Рекламные расходы на УСН

Просмотров: 819

Даже в самые трудные времена экономить не рекламе не приходится, тем более что большинство коллег-конкурентов начинают экономить прежде всего именно на этом. Статья посвящена учету рекламных расходов применительно к предпринимателям – «упрощенцам» с объектом «доходы минус расходы», которые имеют право уменьшить полученные доходы на произведенные рекламные расходы, но учет подобных сумм требует соблюдения ряда условий.

 

Напомним, что реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и продвижение на рынке (ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.06 № 38-ФЗ «О рекламе», далее – Закон о рекламе).

 

Предназначенность для неопределенного круга лиц означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых она направлена. Например, не является рекламой рассылка буклетов по определенным адресам, с указанием Ф. И. О. получателей. Также не являются рекламой вывески и указатели, которые не содержат информации рекламного характера, а также информация, размещенная в силу требований закона или потому, что так принято. Например:

 

·        вывески с указанием на наименование, адрес, режим работы (п. 2 и 5 ч. 2 ст. 2 закона о рекламе, ст. 9 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»);

 

·        обозначения места входа в магазин (п. 18 информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.98 № 37);

 

·        профиля деятельности и вида реализуемых товаров, оказываемых услуг (письмо ФАС РФ от 23.07.09 № АЦ/24234);

 

·        фотографий товаров, изображений без индивидуализирующих признаков этих товаров (см. письмо ФАС РФ от 28.11.13 № АК/47658/13);

 

·        информация относительно наименования фирмы и ее месторасположения, размещенная на знаках маршрутного ориентирования либо совмещенная с этими знаками (см. постановление ФАС Поволжского округа от 29.07.13 № А12-243/2013). К слову, если бы собственник рекламной конструкции согласовал бы такую установку указателя с ГИБДД и озаботился бы тем, что информация на знаке соответствовала требованиям ГОСТа, то щит по умолчанию не мог бы рассматриваться как рекламный (см., например, постановление Пленума ВАС РФ от 08.10.12 № 58).

 

Традиционная трудность учета рекламных расходов заключается в том, что

 

они делятся на ненормируемые рекламные расходы, т. е. принимаются к учету в полном объеме, и нормируемые рекламные расходы, т. е. признаются в размере, не превышающем 1% от выручки от реализации (подп. 20 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, п. 2 ст. 346.16 НК РФ, п. 4 ст. 264 НК РФ).

 

Проблемы с нормируемой рекламой вызываются тем, что перечень таких расходов является закрытым.

 

Что до ненормируемых рекламных расходов (п. 2 ст. 346.16 НК РФ, п. 4 ст. 264 НК РФ), которые можно разделить на затраты на:

 

·        рекламные мероприятия в СМИ, в интернете и вообще в информационно-телекоммуникационных сетях, кино- и видео;

 

·        световую и иную наружную рекламу (в том числе на изготовление рекламных стендов и рекламных щитов);

 

·        участие в выставках, ярмарках, экспозициях, в том числе на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самом предприятии, а также на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества впоследствии экспонирования.

 

 

Так, ненормируемыми рекламными расходами являются:

 

  • размещение информации об адресе, номере телефоны, оказываемых услугах в базах данных платных телефонных справочно-сервисных служб;
  • затраты на размещение интернет-рекламы;
  • затраты на продвижение сайтов;
  • затраты на изготовление буклетов, листовок, лифлетов и флайерсов, содержащих рекламную информацию;
  • вступительные взносы для участия в выставках и ярмарках и т. д.,

 

которые учитываются в полном объеме после их фактической оплаты (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

 

Остальные расходы на рекламу являются нормируемыми и признаются на «упрощенке» в размере, не превышающем 1% от выручки от реализации (абз. 5 п. 4 ст. 264 НК РФ). Примеры нормируемых рекламных расходов:

 

·        приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний (абз. 5 п. 4 ст. 264 НК РФ);

 

·        размещение рекламных щитов в вестибюлях станций и на эскалаторных наклонах метро (письмо Минфина от 16.10.08 № 03-03-06/1/588);

 

·        размещение рекламных стикеров на стенах, дверях и окнах электропоездов метро (постановление ФАС Северо-Западного округа от 06.09.2011 № А44-6339/2009);

 

·        рассылка рекламной информации посредством эсэмэс-сообщений на мобильные телефоны (письмо Минфина РФ от 28.10.2013 № 03-03-06/1/45479), причем запрещен так называемый спам (массовая рассылка рекламы и иной коммерческой информации лицам, не выражавшим желания их получать) (ч. 2 ст. 18 закона о рекламе, письмо ФАС России от 28.04.11 № АК/16266);

 

·        проведение дегустации продукции (письма Минфина РФ от 04.08.2010 № 03-03-06/1/520);

 

·        услуги по приоритетной выкладке товаров для обеспечения привлечения внимания покупателей к этим товарам (письмо Минфина РФ от 18.03.2014 № 03-03-06/1/11641).

 

При учете нормируемых рекламных расходов следует помнить, что при увеличении в течение года объема выручки автоматически изменяется и сумма лимита расходов, т. е. затраты, не признанные за первый квартал из-за превышения норматива, при увеличении размера выручки могут быть учтены в следующих отчетных периодах этого же года. При этом рекламные расходы, не признанные по итогам года, на следующий год не переносятся.

 

На «упрощенке» доходы признаются кассовым методом (п. 1 ст. 346.17 НК РФ), причем внереализационные доходы не учитываются при расчете «рекламного» лимита (абз. 5 п. 4 ст. 264, ст. 249 НК РФ), а сами рекламные расходы признают только после их фактической оплаты (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

 

В письме Минфина России от 20.01.14 № 03-11-06/2/1478 разъяснено, что «упрощенцы» не могут учесть при расчете налога расходы на проведение рекламных мероприятий (праздников, акций, программ лояльности), поскольку указанные расходы прямо не поименованы ни в пункте 4 статьи 264 НК РФ, ни в пункте 1 статьи 346.16 НК РФ. Если следовать этой логике, то об иных рекламных расходах можно забыть.

 

Однако в пункте 4 статьи 264 НК РФ содержится не только перечень нормируемых расходов, но и указание на то, что в пределах лимита признаются расходы на иные виды рекламы.