Reset

Вернуть купленное лекарство?!

Просмотров: 275

Разве возможно вернуть купленное лекарство? Во всех аптеках ясно написано: приобретенные лекарства не подлежат возврату или обмену. Так-то оно так, НО…

боремся с черными магамиПеречень товаров, не подлежащих обмену, утверждается Правительством РФ (ст. 25 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», далее – закон о защите прав потребителей), и там фигурируют лекарственные препараты. Приобретенные гражданами лекарственные препараты надлежащего качества не подлежат возврату или обмену (п. 2.17 Порядка отпуска лекарственных средств, утв. приказом Минздрава от 14.12.2005 № 785).

Учтем нюансы

Если лекарство (безрецептурное!), пусть и вполне качественное, было продано с нарушениями – к примеру, фармацевт не проинформировал покупателя о существенных потребительских свойствах лекарства (в нарушение ст. 10 закона о защите прав потребителей), то потребитель вправе не только вернуть лекарство, но и потребовать возврата уплаченной за них суммы (ст. 12 закона о защите прав потребителей).

Еще раз подчеркнем: это касается качественного и безрецептурного лекарства. При продаже лекарства по рецепту аптека не обязана информировать покупателя о чем бы то ни было – это задача врача, выписавшего рецепт.

Иное дело, если продано лекарство ненадлежащего качества, имеет недостатки, не соответствует установленным требованиям. Какие это могут быть недостатки? Например, нет инструкции по применению, истек срок годности, сам препарат не соответствует описанию. Иногда не надо иметь фармацевтического образования, чтобы установить, что таблетка, которая, согласно аннотации, должна быть белой, грязно-желтая – явное несоответствие.

Деньги или другое лекарство

Потребитель, купив некачественное лекарство, вправе не просто вернуть его. По своему выбору вы вправе вернуть и потребовать возврата уплаченной суммы или замены лекарства на аналогичное (ст. ст. 18, 21 12 закона о защите прав потребителей). Для этого необходимо обратиться к администрации аптеки с письменным заявлением о возврате, указав причины возврата товара или обмена на аналогичный препарат. Сохранился чек – великолепно, копию его можно приложить. Если чека нет, то задача усложняется, но факт и условия покупки могут подтвердить и свидетели:

«Отсутствие у потребителя товарного чека или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания» (абз. 3 п. 1 ст. 25 закона о защите прав потребителей).

Обоснованное требование потребителя должно быть удовлетворено – на это отводится 10 дней со дня предъявления требования (ст. 22 закона о защите прав потребителей).  Если же предъявлено требование об обмене, то замена должна быть проведена в течение 7 дней со дня предъявления требования (при необходимости дополнительной проверки качества — в течение 20 дней со дня предъявления требования, абз. 1 п. 1 ст. 21 закона о защите прав потребителей).  Ссылки на то, что аналогичного лекарства «прямо сейчас нет», работают в течение месяца:

«Если у продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в момент предъявления требования отсутствует необходимый для замены товар, замена должна быть проведена в течение месяца со дня предъявления такого требования» (абз. 2 п. 1 ст. 21 закона о защите прав потребителей).

Просрочка выполнения требований имеет денежный эквивалент: 1% от цены лекарства за каждый день просрочки (абз. 1 п. 1 ст. 23 закона о защите прав потребителей).

Жалоба в Роспотребнадзор

Если аптека отказывает в удовлетворении требований или вообще игнорирует их, то можно обратиться или Роспотребнадзор или в суд.

Обращаясь в Роспотребнадзор, укажите в заявлении:

  • собственно наименование органа, в который направляете обращение;
  • свои Ф. И. О. и контакты (телефон, адрес, почта и т. п.);
  • в чем вы видите нарушение ваших прав – кратко и по делу.

Не забудьте поставить дату и подпись, а также приложить копии необходимых документов. В течение месяца Вам должны дать ответ (п. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»). По итогам рассмотрения обращения возможны следующие варианты:

  • выдача продавцу предписания о прекращении нарушений прав потребителя;
  • составление протокола об административном правонарушении в области защиты прав потребителей, рассмотрение дела, принятие соответствующих мер.

Возможно и обращение специалиста Роспотребнадзора в суд с заявлением в защиту ваших прав (ст. 40 закона о защите прав потребителей).

В какой суд обращаться?

Вы также можете обратиться в суд самостоятельно, причем Вы имеете право выбрать суд, в который обратиться (ст. 17 закона о защите прав потребителей):

  • по месту нахождения аптеки;
  • по своему месту жительства или пребывания;
  • по месту продажи лекарства;
  • по месту нахождения филиала или представительства основной организации.

Последнее особенно актуально для крупных сетевых аптек. Независимо от того, где находится головная организация, Вы как потребитель вправе выбрать наиболее «удобный» суд. При цене иска до 50 000 руб. надо обращаться к мировому судье, если цена иска выше, то обращаются в райсуд (ст. 23-24 ГПК РФ). Важно: Вы как истец по иску о защите прав потребителей освобождены от уплаты госпошлины (если цена иска не превышает 1 000 000 руб., п. 3 ст. 17 закона о защите прав потребителей, подп. 4 п. 2 и п. 3 ст. 333.36 НК РФ). Кстати, Вы можете сразу идти в суд, досудебное предъявление претензии не обязательно, но нельзя исключать вероятности того, что претензия будет удовлетворена и без суда. Кроме того, если ответ на претензию будет получен, это позволит выяснить аргументы противоположной стороны – на что, собственно говоря, будет делать упор будущий ответчик. Это, как правило, существенно облегчает дело. Кстати, в случае выигрыша дела суд по вашей просьбе может полностью или частично взыскать с ответчика в вашу пользу судебные расходы (в том числе и расходы на оплату услуг представителя, ст. 98, ст. 100 ГПК РФ).