Автомобиль поврежден на стоянке. Кто отвечать будет

Часто на самом видном месте на платных, охраняемых автостоянках висит такого рода экскламейшн:

АДМИНИСТРАЦИЯ НЕ НЕСЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СОХРАННОСТЬ ВАШЕГО АВТОМОБИЛЯ!

Шок – это по-нашему. За что я тогда плачу? За красивый полосатый шлагбаум? За приветливую физию охранника?  Автостоянки, если это правильные автостоянке – это профессиональные хранители. А раз так, то они обязаны обеспечивать сохранность вещи (ст. 891 ГК РФ) и отвечать за повреждения, причиненные вещам (ст. 901 ГК РФ). Как-то так. Однако мы все такие милые и доверчивые, что верим на слово, без формальностей типа квитанций, договоров и т. п. А между тем, без документов со взысканием ущерба неизменно возникнут проблемы.

Есть, правда, позиция нашего Верховного суда, высказанная по конкретному делу. Возможно, она послужит информацией к размышлению.

Итак, на охраняемой стоянке сгорел автомобиль – с посторонней помощью, т. е. в результате поджога. Уголовное дело приостановлено в связи с – ну надо же! – тем, что виновный не найден. Осиротевшая хозяйка обратилась в суд, который установил, что поскольку посторонние имели доступ на стоянку, то это доказательство ненадлежащего хранения автомобиля. И обязал возместить ущерб.

Однако автостоянка платить отказалась, сославшись на то, что никакого договора хранения между ним и хозяйкой авто не было заключено, так что платить не за что. Они ссылались, в общем-то, на правильные вещи:

  • договор хранения заключается в простой письменной форме (п. 1 ст. 887 ГК РФ);
  • в этом договоре (составляется в 2 экз.) должны быть все данные, позволяющие идентифицировать исполнителя, потребителя, транспортное средство, период действия договора, цену услуги (п. 10 Правила оказания услуг автостоянок, утв. постановлением Правительства РФ от 17.11.01 № 795).
Читайте также  Аренда авто. Что надо знать

Правда, ГК товарищи не дочитали, иначе бы знали, что простая письменная форма может считаться соблюденной, если вещь была принята на хранение под расписку, квитанцию и вообще иной документ, подписанный хранителем (п. 2 ст. 887 ГК РФ). Так и было: ежемесячно выдавали квитанции, которые были пропуском на стоянку. Беда в том, что квитки сгорели вместе с машиной.

Чем не преминула воспользоваться автостоянка: какое хранение?! У нас вообще не стоянка, а парковка! В правилах оказания услуг так и сказано:  не отвечаем за угон, повреждение, гибель – в общем, ни за что. Инструкция парковщика обязывает его делать все, кроме охраны. В общем, дело дошло до Верховного суда, который пошел расставлять чугунные точки над i.

Это была именно автостоянка, а не парковка. И это очень важно, потому что автостоянка предназначена для хранения ТС (п. 2 Правил оказания услуг автостоянок), а парковка предназначена просто для организованной стоянки (см., например, п. 1.2 Правил дорожного движения). Кроме того, в пользу версии об автостоянке говорило то, что территория обособленная, стоит КПП на въезде, земельный участок, согласно договору аренды, передан именно для строительства и эксплуатации открытой автостоянки.

Конечно, очень плохо, что письменного договора нет. Однако, как правильно подчеркнули судьи, правильное документальное оформление – забота исполнителя, который оказывает услуги, а не потребителя. Проводя аналогию – это все равно, что в магазине требовать от покупателя, чтобы он сам себе пробивал чек и отказывать в возврате денег на основании того, что чек не пробит.  Причем, отсутствие письменного договора не означает, что его вообще нет. Это ограничивает допустимые средства доказывания, да и то не всегда.

Читайте также  Можно ли лишиться машины, "бомбя" без лицензии

То, что было записано в правилах пользования автостоянкой – про то, что автостоянка не отвечает за утрату / повреждение, — прямо противоречит ГК РФ, в котором как раз сказано, что:

  • лицо, не исполнившее обязательство или исполнившее его ненадлежащим образом, несет за это ответственность при наличии вины (ст. 401 ГК РФ);
  • профессиональный хранитель освобождается от возмещения понесенных в связи с ненадлежащим исполнением обязательства по хранению вещи убытков, только если докажет, что вред был причинен либо вследствие непреодолимой силы, либо из-за свойств вещи, о которых он не знал и не должен был знать, либо в результате умысла или грубой неосторожности поклажедателя (п. 1 ст. 901 ГК РФ).

В общем, несет ответственность автостоянка. Хотя письменные договоры заключать надо, и внимательно читать, что именно вам предлагается подписать.

Оставьте комментарий

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности