Часто на самом видном месте на платных, охраняемых автостоянках висит такого рода экскламейшн:
АДМИНИСТРАЦИЯ НЕ НЕСЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СОХРАННОСТЬ ВАШЕГО АВТОМОБИЛЯ!
Шок – это по-нашему. За что я тогда плачу? За красивый полосатый шлагбаум? За приветливую физию охранника? Автостоянки, если это правильные автостоянке – это профессиональные хранители. А раз так, то они обязаны обеспечивать сохранность вещи (ст. 891 ГК РФ) и отвечать за повреждения, причиненные вещам (ст. 901 ГК РФ). Как-то так. Однако мы все такие милые и доверчивые, что верим на слово, без формальностей типа квитанций, договоров и т. п. А между тем, без документов со взысканием ущерба неизменно возникнут проблемы.
Есть, правда, позиция нашего Верховного суда, высказанная по конкретному делу. Возможно, она послужит информацией к размышлению.
Итак, на охраняемой стоянке сгорел автомобиль – с посторонней помощью, т. е. в результате поджога. Уголовное дело приостановлено в связи с – ну надо же! – тем, что виновный не найден. Осиротевшая хозяйка обратилась в суд, который установил, что поскольку посторонние имели доступ на стоянку, то это доказательство ненадлежащего хранения автомобиля. И обязал возместить ущерб.
Однако автостоянка платить отказалась, сославшись на то, что никакого договора хранения между ним и хозяйкой авто не было заключено, так что платить не за что. Они ссылались, в общем-то, на правильные вещи:
- договор хранения заключается в простой письменной форме (п. 1 ст. 887 ГК РФ);
- в этом договоре (составляется в 2 экз.) должны быть все данные, позволяющие идентифицировать исполнителя, потребителя, транспортное средство, период действия договора, цену услуги (п. 10 Правила оказания услуг автостоянок, утв. постановлением Правительства РФ от 17.11.01 № 795).
Правда, ГК товарищи не дочитали, иначе бы знали, что простая письменная форма может считаться соблюденной, если вещь была принята на хранение под расписку, квитанцию и вообще иной документ, подписанный хранителем (п. 2 ст. 887 ГК РФ). Так и было: ежемесячно выдавали квитанции, которые были пропуском на стоянку. Беда в том, что квитки сгорели вместе с машиной.
Чем не преминула воспользоваться автостоянка: какое хранение?! У нас вообще не стоянка, а парковка! В правилах оказания услуг так и сказано: не отвечаем за угон, повреждение, гибель – в общем, ни за что. Инструкция парковщика обязывает его делать все, кроме охраны. В общем, дело дошло до Верховного суда, который пошел расставлять чугунные точки над i.
Это была именно автостоянка, а не парковка. И это очень важно, потому что автостоянка предназначена для хранения ТС (п. 2 Правил оказания услуг автостоянок), а парковка предназначена просто для организованной стоянки (см., например, п. 1.2 Правил дорожного движения). Кроме того, в пользу версии об автостоянке говорило то, что территория обособленная, стоит КПП на въезде, земельный участок, согласно договору аренды, передан именно для строительства и эксплуатации открытой автостоянки.
Конечно, очень плохо, что письменного договора нет. Однако, как правильно подчеркнули судьи, правильное документальное оформление – забота исполнителя, который оказывает услуги, а не потребителя. Проводя аналогию – это все равно, что в магазине требовать от покупателя, чтобы он сам себе пробивал чек и отказывать в возврате денег на основании того, что чек не пробит. Причем, отсутствие письменного договора не означает, что его вообще нет. Это ограничивает допустимые средства доказывания, да и то не всегда.
То, что было записано в правилах пользования автостоянкой – про то, что автостоянка не отвечает за утрату / повреждение, — прямо противоречит ГК РФ, в котором как раз сказано, что:
- лицо, не исполнившее обязательство или исполнившее его ненадлежащим образом, несет за это ответственность при наличии вины (ст. 401 ГК РФ);
- профессиональный хранитель освобождается от возмещения понесенных в связи с ненадлежащим исполнением обязательства по хранению вещи убытков, только если докажет, что вред был причинен либо вследствие непреодолимой силы, либо из-за свойств вещи, о которых он не знал и не должен был знать, либо в результате умысла или грубой неосторожности поклажедателя (п. 1 ст. 901 ГК РФ).
В общем, несет ответственность автостоянка. Хотя письменные договоры заключать надо, и внимательно читать, что именно вам предлагается подписать.